Библиотека

Школьная библиотека – важнейшее звено образовательного процесса.

  

БИБЛИОТЕКАРЬ – это не призванье,
А состояние особое души…
Библиотекарь школьный в утро раннее,
Как и ребята, на урок спешит.
Конечно он не маг и не волшебник,
Но иногда способен удивлять,
Достав из ниоткуда, вдруг, учебник,
Который просто негде было взять…

 

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА – это целый мир, открытый каждому, кто любит книгу. Это место духовное, где всегда встретишь библиотекаря – человека, который даст необходимые книги, а если нужно, и житейские советы.

 

В стенах школьной библиотеки вас всегда рада видеть библиотекари:

Заведующий библиотекой

Хмелевская Наталья Юрьевна

Образование - высшее,
окончила
Гродненский Государственный Университет им. Я.Купалы
по специальности 
историко-архивоведение.
Стаж работы в библиотеке –  11 лет.

 

Библиотекарь

Мороз Татьяна Анатольевна

Образование - высшее,
окончила Полоцкий государственный университет
по специальности история. Английский язык.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор УО «Базовая школа №10

г. Новополоцка»

______________  Малашкова М.Ф.

31.08.2023 г.

Правила пользования библиотекой

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила пользования библиотекой разработаны в соответствии с Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб культуры, положением о библиотеке учреждения образования.

1.2. Правила пользования школьной библиотекой (далее — библиотека) регламентируют общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права и обязанности библиотеки и пользователя.

 

  1. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, законные представители учащихся школы.

2.2. Пользователи имеют право:

2.2.1. На библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание согласно их потребностям и интересам.

2.2.2. Бесплатно получать полную информацию о составе и содержании библиотечных фондов, консультационную помощь в поиске источников информации.

2.2.3. Бесплатно получать для временного пользования документы библиотечного фонда.

2.2.4. Получать доступ к информационным ресурсам библиотеки.

2.2.5. Принимать участие в культурных мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.2.6. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

 

  1. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов, сотрудники школы и законные представители учащихся — по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого пользователя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя — документ, удостоверяющий факт и дату выдачи пользователю изданий из фонда библиотеки и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку пользователь должен быть ознакомлен с правилами пользования библиотекой.

3.4. На дом книги выдаются пользователям сроком на 15 дней, журналы – на 7 дней. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других пользователей. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

3.5. Учебная, методическая литература выдается пользователям на срок обучения в соответствии с программой. Учащиеся в течение двух недель с момента выдачи учебника могут заменить его, если обнаружат дефект (отсутствуют страницы, имеется типографский брак и др.).

3.6. Выдача учебных изданий учащимся осуществляется работниками библиотеки с участием педагогических работников.

3.7. Учебные издания на учебный год выдаются учителям начальных классов и классным руководителям, которые:

3.7.1. Получают издания в библиотеке, выдают учащимся и организуют ремонт и сдачу их в конце учебного года.

3.7.2. Выставляют оценку состояния издания в специальной графе в начале и в конце учебного года.

3.7.3. Заполняют журнал выдачи учебных изданий и ведут его в течение учебного года.

3.7.4. Осуществляют контроль за сохранностью, проводят беседы, конкурсы по воспитанию бережного отношения к книге.

3.8. Учащимся, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания (при наличии) по формуляру читателя.

3.10. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее документов, срок пользования которыми истек.

3.11. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, электронные документы на дом не выдаются.

3.12. Число документов фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

 

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

4.1. Выполнять правила пользования библиотекой.

4.2. Бережно относиться к библиотечному фонду

4.3. При выбытии из школы пользователь обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.4. Пользователь обязан:

 4.4.1. Возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок.

4.4.2. Не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета.

4.4.3. Бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы и др.). При получении документов из фонда пользователь обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который должен сделать на них соответствующие пометки.

4.4.4. Соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду.  

4.4.5. Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию.

4.5. Пользователь, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе и копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. При утере, повреждении электронного носителя (диска) пользователь должен возместить электронный носитель (диск), а учреждение образования — обеспечить запись соответствующей информации на данный носитель.

 4.6. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители, опекуны, попечители.

4.7. Пользователи, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок 1 месяц. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, пользователи несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

 

  1. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Библиотека обязана:

5.1. Обслуживать пользователей библиотеки учреждения образования в соответствии с правилами пользования библиотекой.

5.2. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о пользователях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4. Давать полную информацию пользователям библиотеки о наличии документов в фонде, систематически информировать их о вновь поступивших документах.

5.5. Оказывать помощь пользователям в выборе необходимой литературы. 5.6. Предоставлять пользователям (читателям) возможность пользования каталогами, библиографическими и информационными ресурсами.

5.7. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда.

5.8. Обеспечить режим работы в соответствии с потребностями школы.

5.9. Обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечного фонда, создать необходимые условия для хранения документов.

 

Заведующий библиотекой                                                  Н.Ю.Хмелевская

 

31.08.2023 г.

 


 

 

 

 
30.03.2022 г. состоялось выездное заседание городского методического объединения библиотекарей в г. Полоцке
29.03.2022 в библиотеке Я.Каласа прошла презентация книги Андрея Герещенко «Бельчонок». На встрече присутствовали библиотекари школ города. Сергей Лукашок и иллюстратор книги Анна Лукашок передали в дар каждой библиотеке
 несколько экземпляров книг.  
 
 
 
 
 
 
Шестой школьный день. Познавательная игра "Путешествие в страну Вежливости" для третьих классов

Изображение

Познавательную игру провела библиотекарь школы. Во время игры дети знакомились с хорошими манерами и правилами поведения, с понятием «вежливость», «доброта». говорили о значимости употребления в речи “вежливых” слов. Формировали уважение, доброжелательное отношение к окружающим людям, друг к другу, к старшим, воспитывали культуру общения.
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить: «Спасибо!» , будь доброжелательным, скромным и внимательным
Ты труд другого уважай, сам насорил - сам убирай! Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В автобус вы поможете взобраться инвалиду. В одежде будь ты аккуратен: избегай и дыр, и пятен!
Ежели вы вежливы, то сидя на уроке, не будете с товарищем трещать как две сороки!
Дома близким не груби. малышей жалей, люби!
Пусть же будет вам не лень, сказать при встрече: «Добрый, день!»

Смотреть фотографии...

 

Пришкольный лагерь "Радуга". Виртуальное путешествие к Дедушке Морозу
 

Изображение

Во время путешествия ребята узнали, что Дедушка Мороз очень веселый и добрый, с длинной бородой и в валенках. Узнать его можно по длинной белой бороде, красной шапке, волшебному посоху и большому мешку с подарками. Он приносит всем подарки в своем волшебном мешке. Нашего доброго Дедушку раньше называли по-разному: Дед Трескун, Мороз Ёлкич, Студенец, Дед, Мороз, Морозко, Мороз Красный нос. А чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз-Иванович. День рождения Дед Мороз отмечает 18 ноября - эту дату придумали ему сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. Дед Мороз - великий чародей. У него есть волшебное зеркало, в которое он смотрится каждое утро и оттого не стареет. А ведь деду больше 2000 лет!

Смотреть фотографии...

Пришкольный лагерь "Радуга". Калейдоскоп книг в школьной библиотеке
За период своей истории книги прошли длинный путь развития: от глиняных табличек Вавилона и Шумера, да египетских папирусов, через пергаментные книги средних веков и такие привычные нам книги из бумаги до современных электронных книг. Об истории книги, о том, как она развивалась, какими книгами пользовались наши далекие предки, обо всем этом узнали сегодня ребята пришкольного лагеря.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
С.Михалков
Шестой школьный день. Мастер-класс "Новогодняя почта Деда Мороза"
 
Изображение
Новый год - праздник сказочных чудес и волшебства, с подарками, сюрпризами и исполнением желаний. На мероприятии библиотекарь школы рассказала историю празднования Нового года. Ребята самостоятельно сделали новогоднюю открытку, а также смастерили новогоднюю елку с пожеланиями. Пускай Новый год принесет только положительные эмоции и радость.
Пришкольный лагерь "Радуга". День гражданственности. Урок патриотизма "Мы интересны миру - мир интересен нам!"
 
Изображение
На уроке формировали знания о государственных символах Республики Беларусь, воспитывали чувства патриотизма, любви, гордости и интереса к своему Отечеству, своей Родине, формировали умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, развивали навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.
Синеокая, белокрылая,
Беларусь – моя мама милая,
Зеркала озер смотрят ласково,
А леса твои дышат сказкою.
Частой сеткою бегут вены рек,
На полях твоих сеет человек.
Будто волнами лен колышется,
Мне спокойно здесь, легко дышится…
Столько бед прошло по твоей земле,
Столько страшных мук принесли тебе.
Только ты живешь, не печалишься,
Сыновьям своим улыбаешься.
Синеокая, белокрылая,
Все такая же добрая, милая…
Где бы ни была, не забыть тебя,
Беларусь моя ты любимая.
Викторина "Энергосбережение - важное умение"
 
Для групп продленного дня проведена викторина по энергосбережению. Учащиеся углубляли представления об энергосбережении, раскрывали ценность энергии и необходимость бережного отношения к ней, повышали культуру потребления энергии в повседневной жизни.

Шестой школьный день. Ролевая игра "Я люблю тебя, мама!" для четвертых классов

Изображение

Во время игры учащиеся воспитывали у себя чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме, учились выражать сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труде, воспитывали желание помогать маме в ее работе по дому, развивали творческое воображение, нравственные и этические чувства.

Дел и дорог будет в жизни немало...
Спросим себя: ну а где их начало?
Вот он, ответ наш, правильный самый,
Все, чем живем, начинается с мамы!

Смотреть фотографии...

Книжная выставка в школьной библиотеке "Бережливость лучше богатства!"
 
На выставке педагоги и учащиеся школы смогли познакомиться с литературой по энергосбережению, с проблемами нерационального использования человеком энергии и возможностями альтернативного использования энергоресурсов.
Пришкольный лагерь "Радуга". Литературный праздник "По страницам книг К.И.Чуковского"

Изображение

На занятии развивали у детей интерес к литературному наследию К.И.Чуковского через игровые коллективные формы деятельности. Формировали культуру умственного труда, речевую культуру, эстетическое воспитание, развивали познавательный интерес.

Смотреть фотографии...

Пришкольный лагерь "Радуга". Конкурс знатоков "Все профессии нужны! Все профессии важны!"
Профессия – это дело, которым занимается человек и получает за это деньги. Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо специально учиться после окончания школы, например, в колледже, в институте, в академии, в университете. Дети в игровой форме познакомились с миром профессий. Расширяли знания и представления о профессиях, воспитывали уважительное отношение к людям разных профессий.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Прэзентацыя кнігі "Літаратурная АЗБУКА" 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                            Директор ГУО «Базовая

                                                                            школа №10 г. Новополоцка»

                                                                            __________ М.Ф. Малашкова

 

П О Л О Ж Е Н И Е

О КОНКУРСЕ НА ЛУЧШЕГО ЧИТАТЕЛЯ И ЛУЧШИЙ ЧИТАЮЩИЙ КЛАСС

 

Общие положения

 

Девиз конкурса «Как хорошо идти по жизни с книгой!».

Конкурс проводит школьная библиотека среди своих читателей.

Номинации

- Лучший читатель учебного года: учащиеся 1-9 классов;

- Лучший читающий класс.

Цели и задачи:

Цель:

Выявление и поощрение лучших читателей среди учащихся школы.

Задачи

  • выработка потребности в регулярном чтении книг и соблюдения сроков их возврата;
  • активизация посещаемости библиотеки;
  • воспитание потребности к бережному обращению с книгой.

 

Сроки и условия

Конкурс проводится с 1 октября 2023 года по 19 мая 2024 года.
В конкурсе принимают участие все читатели библиотеки.

 

Критерии оценки победителей

- количество прочитанной литературы;

- количество посещений;

- разносторонность читательских интересов.

 

Подведение итогов, награждение победителей

Ежемесячно подводятся итоги читательской активности и размещаются на стенде «Уголок читателя».

В конце каждой четверти проводятся литературные встречи с самыми активными читателями.

По итогам года выявляются самые активные читатели (1, 2, 3 места) и самый активный класс (1, 2, 3 места).                 

 

Победители награждаются дипломами и грамотами.

Создается книга истории школьной библиотеки «Суперчитатель».

Информация о победителях размещается на сайте школы.

 

        

Заведующий школьной библиотекой                Н.Ю.Хмелевская

 

 

 

                   

 

«Наши любимые животные» (пособие для учителя) под редакцией Л.П. Анастасовой, материалы для 1-3 классов
Пособие для учителя «Биоэтика в школе» Т.Н. Павлова под редакцией Л.П. Анастасовой (материалы для 7-8 класса)