История, традиции, достижения учреждения образования

IMG_6548РОДНАЯ ШКОЛА В НАШИХ СЕРДЦАХ...
УО "Новополоцкая государственная общеобразовательная базовая школа №10"
"Лето 1985 года. Строится новая школа. С пением жду её открытия. Каждый вечер допоздна наблюдаю, как работают строители, чтобы к сентябрю стенах вечерней сдать ее. Но время, как всегда, опередило события. До 15-го сентября занятия проходили школы, а вот после уроков учителя, ученики и их родители работали в родной школе, чтобы быстрее войти в её новые, чистые, уютные кабинеты; в выходные дни приводили в порядок территорию школы, высаживали деревья, прокладывали аллейки. Работали дружно и весело. Это было общее дело. 
Учителя пришли и из разных школ города, и прямо со студенческой скамьи, но все мы стали единым коллективом. Среди моих коллег было очень много знакомых педагогов: Л.П.Мазаева, Е.П.Шиманская, Н.Ф.Ушакова, В.Б.Гирина, И.П.Катенок, З.А.Ткачёнок, Е.В.Кривец, П.Е.Булович, Е.Н.Шевченко, Т.Н.Калина и, что очень приятно, моя ученица А.П.Чигрина со своей подругой по институту Г.Ф.Янч, проходившей в 1-й школе педагогическую практику.

Это было замечательное время! Школа стала вторым домом, где тебе всегда были рады и ученики, и коллеги, где тебя всегда ждали. Постепенно ДЕСЯТАЯ ШКОЛА обрела своё лицо, своё имя, свои традиции...."

Так говорит о рождении 10 школы Светлана Петровна Полонская, учитель начальных классов, отличник народного образования Республики Беларусь, работающая в школе со дня её основания по сегодняшний день. 18 сентября 1985 года открылась первая страница истории 10-й школы города Новополоцка. Именно этот день так и остался праздником для учителей, учеников и их родителей. Из всех девяти школ города, из студенческих аудиторий пришли работать в школу новые учителя, их было 55. Это был сплочённый, дружный коллектив людей удивительных, увлечённых и преданных своей профессии, настоящих энтузиастов своего дела.

Именно таких учителей собрала когда-то вместе Людмила Прохоровна Мазаева - первый директор школы, умный и талантливый, требовательный и строгий руководитель, Учитель с большой буквы. Её никогда нельзя было застать в кабинете. Казалось, вся её жизнь проходит в школе, она знала всё, чем живет каждый из её коллег и учеников. Людмила Прохоровна возглавляла среднюю школу №10 шесть лет. А началась трудовая деятельность в 1959 году, когда после окончания Полоцкого учительского института она по распре делению была направлена в Браславский район, где стала работать учителем математики. В 1968 году она приезжает в город Новополоцк и работает в средней школе №1, которой отдала 17 лет. С 1980 года Людмила Прохоровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Когда же открывается новая в городе школа №10, опытного педагога назначают её директором. В этой должности Людмила Прохоров А проработала до 1991 года. Даже выйдя на пенсию, Л.П.Мазаева не расставалась с детьми и коллегами и продолжала работать учителем математики.

С 1997 года Людмила Прохоровна находится на заслуженом отдыхе. За свой труд она награждена благодарственными письмами, Почётными грамотами Новополоцкого исполкома, Витебского ОК ЛКСМБ, облоно, горкома партии, а также Почетной грамотой Верховного Совета БССР.
Людмилу Прохоровну любят и помнят все её коллеги и сегодня, приглашают на встречи, радуются возможности пообщаться с настоящим учителем.
Под стать директору были и администрация, и педагоги. Первые завучи 10-й школы: Екатерина Николаевна Шевченко, Лилия Ивановна Дягель, Николай Михайлович Харыбин, Галина Васильевна Ананка - организатор внеклассной и внешкольной работы. Они были первыми. А рядом с ними и вместе с ними - замечательный педагогический коллектив.
Эдмунд Норбертович Гирин - математик от Бога, учитель высшей категории, собравший ценнейший материал для создания музея истории математики. Педагогический стаж Эдмунда Норбертовича - 42 года. За достигнутые успехи в обучении и воспитании учащихся он награждён грамотами облисполкома, Республиканского общества «Знание», юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Эдмунд Норбертович, находясь на заслуженном отдыхе, не перестает поражать всех своей энергией, интересом к жизни и своим увлечением краеведческими исследованиях. Такие же интеллигенты-интеллектуалы учите: Валентина Михайловна Лечицкая, Валентина Мартыновна Вознекович, Екатерина Николаевна Булович, Надежда Емельяновна Бровина, Тамара Никовна Белькова, Светлана Борисовна Быкова, Нина Васильевна Малеева и многие другие, кто начинал историю 10-й школы. Некоторые из них работают и сегодня, продолжая давние традиции, являясь примером преданности родной школе. Это Нина Ивановна Медведева, Наталья Владимировна Ильюхина, Жанна Викторовна Берестень, Надежда Васильевна Зинкевич, Николай Михайлович Харыбин, Светлана Петровна Полонская, Анна Павловна Чигрина, Галина Францевна Заведеева, Ольга Николаевна Дубовская, Светлана Михайловна Бохан, Мая Николаевна Василенок.

Далее Людмилу Прохоровну Мазаеву сменили директора: Екатерина Николаевна Булович, Елена Григорьевна Хорошко, Андрей Алексеевич Нестеренко, Анна Павловна Чигрина. Первый год существования школы - это время становления и время утверждения. Каждый мог поделиться своим опытом, внести новую идею, экспериментировать, творить. В школе не было какой-нибудь определенной специализации, уклона, но получилось так, что физкультура и спорт стали играть в учебно-воспитательном процессе важную роль. Если в других школах было только два урока физкультуры в неделю, то наши ученики занимались этим предметом ежедневно. А ещё перед первым уроком в коридорах проводилась общая зарядка для всех учеников и учителей.

С самых первых дней работы школы курировал создание спортивной базы Николай Михайлович Харыбин, а с ноября 1985 года он был назначен заместите ем директора по учебно-воспитательной работе. В ведении Николая Михайловича был замечательный спортзал, плавательный бассейн, стадион с прыжковыми ямами, беговыми дорожками, сектором для метания и футбольным полем. По инициативе Н.М.Харыбина и оборудованы 3 тренажерных зала и зал ритмики общей площадью 350 кв. м. Спортивный комплекс школы технически оснащен что способствовало творческой работе преподавательского состава. 

На базе плавательного бассейна всегда про городские соревнования и защищая учащихся других школ города. Не удевительно, что многие выпускники нашей школы связали свою жизнь со спортом и добились значительных результатов. Это мастера спорта межународного класса: Константин Авич (легкая атлетика), Мария Веремчук и Наталья Бердникова (водные лыжи), мастера спорта Республики Беларусь - Ольга Шедова (лёгкая атлетика). Екатерина Ободова, Евгений Денисенок, Юрий Сенечкин, Дмитрий Гаврилов, Екатерина Вербовская (подводное плавание). Эти ребята являются победителями самых престижных международных соревнований, обладателями высоких наград, школа создала им все условия для совмещения занятий спортом и учебой.

Но не только спортсмены прославили 10-ю школу. Учебные достижения мы ее учеников не менее знаменательны. В начале 90-х годов в городе идет интенсивное развитие профильного обучения. В 1994 году решением городского исполнительного комитета шкода преобразована из средней в базовую. Начинается набор учащихся в профильные классы. Профилизация обучения - требование времени, одно из направлений, которое позволяет учащимся избавиться от перегрузок, развить свои способности, получить современную образовательную подготовку. Результаты работы профильных классов показывают, что новые подходы эффективны по всем критериям качества образования: увеличилась мотивация детей по предметам, которые изучаются на профильном уровне, повысилась успеваемость, больше стало участников и победителей различного уровня Олимпиад, снизился показатель тревожности.

Родители и учащиеся довольны уровнем образования, получаемого в профильных классах школы. Ежегодно более 60% выпускников школы поступают в новополоцкий лицей, лицеи и гимназии других городов республики, колледжи, техникумы. Самые темные связи школа поддерживает с новополоцким лицеем. Ученики профильных классов принимают участие в научно-практических конференциях, проводимых лицеем, и добиваются высоких результатов. Педагогический коллектив лицея отмечает высокий уровень подготовки наших выпускников. Традиционно сильны наши учащиеся по предметам физико-математического цикла.

Школа первой в городе стала опытно-экспериментальной площадкой по апробации усовершенствованной десятибалльной системы оценка знаний, умений и навыков учащихся. С 1997/1998 учебного года именно 10-й школе города Новополоцка впервые в области началось обучение по 12-летней программе. Учащиеся школы под руководством талантливейших педагогов становятся победителями различных между народных конкурсов, Соросовской олимпиады достижения Виктора Путрова Александра Тараканова, Вадима Петрова, Марины Журак являются предметом гордости базовой школы № 10.

Особое место среди лучших учеников школы занимает А. Тоестев. Имя Артёма Тоестева, неоднократного победителя олимпиад и конкурсов по математике различного уровня, талантливого молодого шахматиста, знают далеко за пределами не только нашего города, но и области. Покорение математических вершин Артём начал во втором классе, за воевав свое первое «золото» в школьной олимпиаде. Спустя два года стал победителем на уровне города. В шестом классе А. Тоестев поднялся на вершину областного олимпа. Восьмиклассником он получил высшую награду республиканской предметной олимпиады по математике. Кроме того, четыре года подряд юноше Доставались лавры математического конкурса «Кенгуру». Артем являлся стипендиатом городского исполнительного комитета, специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся. В настоящее время Артём Тоестев сильнейший математик страны в своей категории - учащийся лицея при БГУ. 

Способных и одарённых детей важно вовремя заметить, помочь им реализовать свои возможности. Гении падают с неба, - говорил Дени Дидро - но в нашей воле, попадут они в хижину или во дворец». Дать возможность каждому ребенку проявить себя - вот главная задача педагогического коллектива 10-й школы.

Особой страницей в истории школы отмечен 2005/2006 учебный год, когда учащиеся школы получили 22 приза в международной интеллектуальной игре «Русский медвежонок». 9 призов в игре «Зубрёнок», 15 призов в игре «Колосок» третье место заняли ученики нашей школы на международном фестивале креативности «Одиссея Разума».
Так же, как и дети, огромный вклад в копилку достижении школы внесли и учителя. Не без оснований доверил педагогический коллектив участие в конкурсе «Учитель года 2005» Ольге Леонидовне Шевяко. Синтез мастерства и вдохновения, каждодневный упорный труд учителя, всё это высочайший уровень квалификации, безупречная методика ведения урока позволило Ольге Леонидовне стать призером конкурса. Третье место - такая оценка была дана заслуженному педагогу. Сегодня Ольга Леонидовна - заместитель директора по учебной работе, руководитель школьного методического кабинета.
Ещё более плодотворным стал 2006/2007 учебный год. Творческий потенциал учащихся (руководитель группы - учитель Ирина Викторовна Бурцева) отмечен на «Одиссее Разума. Третье место в городском конкурсе научно-исследовательских работ учащихся начальных классов - бесспорная заслуга научного руководителя Юлии Владимировны Голубевой. Традиционным и очень успешным стало участие педагогов нашей школы в конкурсах, которые ежегодно организует учебно-методический кабинет отдел образования Новополоцкого городского исполнительного комитета. В 2006/2007 учебном году система работы молодого специалиста, талантливого педагога психолога Ирины Александровны Антиповой была удостоена четвертого места.

Наградой Татьяне Геннадьевне Павлушиной опытному педагогу. неравнодушному к своему делу, который показал результат своего не легкого кропотливого труда, а также умение и необходимость совместной работы с родителями учащихся конкурсе стало почетное первое место в город кабинетов начальных классов. Высокая оценка была дана профессионализму учителей И.В.Бурцевой, Т.Г.Павлушиной, Ж.В.Берестень. Как следствие - организация и проведение ими мастер-классов, где любой педагог города мог не только соприкоснуться с глубиной таланта Ирины Викторовны, Татьяны Геннадьевны, Жанны Викторовны, но и получить исчерпывающие содержательные ответы на любые интересующие вопросы.

По мнению педагогического коллектива, миссия школы должна состоять в обеспечении высокого качества уровня образования и воспитания через оптимальные для каждого ребёнка формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Школа должна ощущаться каждым учеником как второй дом, где не только помогут приобрести качественные знания, но и поддержат устойчивую положительную самооценку, по могут сохранить душевное равновесие, сформировать позитивный образ мира и окружающих людей, т. е. воспитать гармоничную личность, что, по наблюдениям психологов, определяет успешность любого человека в современном мире. Поэтому актуальной стала разработка и внедрение концепции воспитательной системы школы. Основная цель создание необходимых условий для повышения уровня качества воспитания посредством развития и саморазвития личности учащихся на основе овладения общечеловеческими ценностями и национально-культурным наследием изучения и реализации знаний и умений по правам и обязанностям гражданина РБ. Пройдя проектный этап (2005/2006, 2006/2007 учебные годы). система воспитательной работы в 2007/2008 учебном году находится на стадии практической отработки. На сегодняшний день наряду с республиканскими, областными и городскими программами созданы и внедряются школьные комплексно-целевые программы «Семья», «Подросток и закон», «Подросток», «Здоровый образ жизни» и другие, утвержденные нарушений среди учащихся. Реализуется система мониторинга воспитательного процесса и личностного роста учащихся - программа «Референт». Разработана система ранней профилактики девиантного поведения учащихся. Используется личностно ориетированная воспитательная система Е.Н.Степанова, здоровье сберегающие технологии, технологии интерактивного обучения и воспитания по С.С.Кашлеву.

 
Особое внимание в системе воспитательной работы школы уделяется работе с родителями. В каждом классе проводятся семейные праздники коллективные творческие дела с участием родителей, регулярно проводятся заседания лектория «Родительские университеты», осуществляется обучение родителей через родительские собрания (реализуется эффекформа работы - фестиваль родительский Успешность реализации воспитательной системы школы, несомненно, обуславливается наличием традиционных школьных мероприятий. Подготовка и проведение этих мероприятий объединяет и усиливает тандем «Учитель, ученик -родитель». Благодаря слаженной работе классных руководителей, социальной психолого-педагогической службы, педагога-организатора, учителей-предметников, руководителей кружков и секций отмечается высокий уровень занятости учащихся во внеурочное время, постоянно увеличивается количество членов первичных организаций БРСМ, БРПО, «Наследники». Налажена система работы с учащимися в шестой день учебной недели. Повышается эффективность работы МО классных руководителей осуществляется педагогическое просвещение в контексте актуальных вопросов воспитания. Создание в школе условий для повышения качества образования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, удовлетворения их образовательных запросов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей основная цель работы школы. В настоящее время 830 учащихся успешно обучают и воспитывают 74 педагога, из них имеют высшее образование 60 человек, средне-специальное - 14 человек. Высшей квалификационной категории удостоено 24 педагога, первой - 14, второй - 20. -Успешно реализуют свой огромный творческий потенциал, опираясь на приобретённые с годами опыт и мастерство, такие педагоги, как Галина Францевна Заведеева, Людмила Николаевна Карась, Розалия Васильевна Данилёнок, Ирина Викторовна Бурцева, Ольга Леонидовна Шевяко, Ирина Тимофеевна Хващевская, Людмила Дмитриевна Частникова, Татьяна Геннадьевна Павлушина, Лилия Иосифовна Синица, Татьяна Николаевна Клявдо, Ольга Николаевна Дубовская, Валентина Витальевна Метла, Татьяна Станиславовна Жукова, Ольга Александровна Горовец, Наталья Михайловна Азарова и другие. Уроки этих педагогов имеют познавательную, развивающую, творческую направленность, отличаются разнообразием приёмов и методов в обучении учащихся, характеризуются постоянной реализации ей воспитательных целей и задач. Глубокое знание возрастной психологии помогает педагогам создать ситуацию успеха для класса в целом и для каждого ученика в отдельности. Галина Францевна вот уже долгие годы является бессменным председателем аттестационной комиссии. Людмила Николаевна, Татьяна Станиславовна, Ольга Леонидовна, Ольга Александровна, Татьяна Геннадьевна возглавляли методические объединения педагогов. Ирина Викторовна - профсоюзный лидер. Татьяна Геннадьевна - руководитель субботней школы «Филиппок». Ольга Николаевна с большой ответственностью ведёт летопись школы. Людмила Дмитриевна - руководитель самого многочисленного методического объединения, в которое входят классные руководители. Наталья Михайловна - опытный специалист в совершенстве владеет вопросами социальной педагогики. Ирина Тимофеевна - заместитель директора по воспитательной работе. Необходимо отметить молодых творческих педагогов: Наталью Николаевну Бринкевич, Юлию Владимировну Голубеву, Светлану Петровну Ключенок, Наталью Григорьевну Земчёнок, Владимира Вячеславовича Цымановича, Анну Николаевну Бельскую, Наталью Валерьевну Маслякону, Елену Валерьевну Добросолец, Наталью Леонидовну Павлюкович, Павла Викторовича Смулько, Александра Феликсовича Войткевича, Юрия Викторовича Латышёнка и других. В своей работе эти педагоги отказываются от общепринятых шаблонов, их уроки радость, праздник для детей.
Работа коллектива никогда не будет результативной, если прервется связь поколений преемственность между опытом, мудростью, высочайшим профессионализмом и молодостью, неуверенностью, поисками для многих учителей школы надежными проводниками по нелегкой дороге педагогической деятельности являются следующие педагоги: Татьяна Викторовна Калиниченко, Светлана Ивановна Ляшок, Николай Михайлович Харыбин, Светлана Михайловна Бохан, Зинаида Сергеевна Папко, Владимир Фёдорович Шидловский, Лариса Терентьевна Обухович, Наталья Владимировна Ильюхина, Светлана Викторовна Борисенко, Нина Ивановна Медведева, Алина Геннадьевна Шклудова, Валентина Николаевна Ковнуркова, Светлана Петровна Полонская, Жанна Викторовна Берестень, Майя Николаевна Василёнок, Надежда Васильевна Зинкевич, Зинаида Петровна Коц.
Татьяна Викторовна Калиниченко, Светлана Ивановна Ляшок за местители директора по учебной работе. Тонкие психологи, порой дипломаты, глубоко порядочные интеллигентные люди, к которым всегда спешат коллеги, чтобы поделиться своими радостями и невзгодами. Николай Михайлович Харыбин долгие годы успешно ведал всеми делами, касающимися физкультуры и спорта. Умудрённых опытом педагогов Светлану Михайловну, Зинаиду Сергеевну, Владимира Фёдоровича, Ларису Терентьевну, Наталью Владимировну, Светлану Викторовну, Нину Ивану, Алину Геннадьевну, Валентину Николаевну, Светлану Петровну, Жанну Викторовну характеризует чёткость и глубина изложения мысли. Проблемные вопросы этих педагогов стимулируют обсуждение, провоцируют учащихся уходить за пределы простых ответов. О высочайшем профессионализме позволяют говорить достижения учащихся - лауреатов различных конкурсов, призёров олимпиад различного уровня, а также признание коллег. В свою очередь Майя Николаевна, Надежда Васильевна, Зинаида Петровна - увлечённые своим делом педагоги, стиль работы которых отличается высокой моральной ответственностью.
Гарантом успешной деятельности, стабильности и процветания коллектива, незыблемым маяком в столь стремительно меняющемся жизненном море, бесспорно, является личность руководителя учреждения - директора школы.

будь-то имя Анны Павловны Чигриной является для каждого из нас - учитель, ученик или же родитель непререкаемым авторитетом, ведь именно десятой школе она отдала 22 года напряжённого созидательного труда. Молодому грамотному специалисту, отлично владеющему методикой преподавания, использующему новейшие педагогические изыскания, проявляющему хорошие организаторские способности было предложено стать заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Под руководством Анны Павловны признание в городе, высокую оценку родительской общественности получила работа коллектива начальной школы. Заведующая учебно-методическим кабинетом городского отдела образования - ещё одна запись в её трудовой книжке. Неподдельная скромность, душевность, порядочность, организованность, целеустремленность, высокий профессионализм. Далеко не все черты, благодаря которым Анна Павловна стала не только лидером в педагогическом коллективе де сятой школы, но и учителем для многих из нас.

«Учителем можно называть себя только тогда, когда ты находишься в постоянном творческом поиске»,- считает Анна Павловна. Школа №10 ещё очень молода, впереди новые свершения и, разумеется, победы.

И. Т. Хващевская

 
 История школы

Достижения