
УО "Новополоцкая государственная общеобразовательная базовая школа №10"
Так говорит о рождении 10 школы Светлана Петровна Полонская, учитель начальных классов, отличник народного образования Республики Беларусь, работающая в школе со дня её основания по сегодняшний день. 18 сентября 1985 года открылась первая страница истории 10-й школы города Новополоцка. Именно этот день так и остался праздником для учителей, учеников и их родителей. Из всех девяти школ города, из студенческих аудиторий пришли работать в школу новые учителя, их было 55. Это был сплочённый, дружный коллектив людей удивительных, увлечённых и преданных своей профессии, настоящих энтузиастов своего дела.
Именно таких учителей собрала когда-то вместе Людмила Прохоровна Мазаева - первый директор школы, умный и талантливый, требовательный и строгий руководитель, Учитель с большой буквы. Её никогда нельзя было застать в кабинете. Казалось, вся её жизнь проходит в школе, она знала всё, чем живет каждый из её коллег и учеников. Людмила Прохоровна возглавляла среднюю школу №10 шесть лет. А началась трудовая деятельность в 1959 году, когда после окончания Полоцкого учительского института она по распре делению была направлена в Браславский район, где стала работать учителем математики. В 1968 году она приезжает в город Новополоцк и работает в средней школе №1, которой отдала 17 лет. С 1980 года Людмила Прохоровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Когда же открывается новая в городе школа №10, опытного педагога назначают её директором. В этой должности Людмила Прохоров А проработала до 1991 года. Даже выйдя на пенсию, Л.П.Мазаева не расставалась с детьми и коллегами и продолжала работать учителем математики.
Далее Людмилу Прохоровну Мазаеву сменили директора: Екатерина Николаевна Булович, Елена Григорьевна Хорошко, Андрей Алексеевич Нестеренко, Анна Павловна Чигрина. Первый год существования школы - это время становления и время утверждения. Каждый мог поделиться своим опытом, внести новую идею, экспериментировать, творить. В школе не было какой-нибудь определенной специализации, уклона, но получилось так, что физкультура и спорт стали играть в учебно-воспитательном процессе важную роль. Если в других школах было только два урока физкультуры в неделю, то наши ученики занимались этим предметом ежедневно. А ещё перед первым уроком в коридорах проводилась общая зарядка для всех учеников и учителей.
С самых первых дней работы школы курировал создание спортивной базы Николай Михайлович Харыбин, а с ноября 1985 года он был назначен заместите ем директора по учебно-воспитательной работе. В ведении Николая Михайловича был замечательный спортзал, плавательный бассейн, стадион с прыжковыми ямами, беговыми дорожками, сектором для метания и футбольным полем. По инициативе Н.М.Харыбина и оборудованы 3 тренажерных зала и зал ритмики общей площадью 350 кв. м. Спортивный комплекс школы технически оснащен что способствовало творческой работе преподавательского состава.
На базе плавательного бассейна всегда про городские соревнования и защищая учащихся других школ города. Не удевительно, что многие выпускники нашей школы связали свою жизнь со спортом и добились значительных результатов. Это мастера спорта межународного класса: Константин Авич (легкая атлетика), Мария Веремчук и Наталья Бердникова (водные лыжи), мастера спорта Республики Беларусь - Ольга Шедова (лёгкая атлетика). Екатерина Ободова, Евгений Денисенок, Юрий Сенечкин, Дмитрий Гаврилов, Екатерина Вербовская (подводное плавание). Эти ребята являются победителями самых престижных международных соревнований, обладателями высоких наград, школа создала им все условия для совмещения занятий спортом и учебой.
Но не только спортсмены прославили 10-ю школу. Учебные достижения мы ее учеников не менее знаменательны. В начале 90-х годов в городе идет интенсивное развитие профильного обучения. В 1994 году решением городского исполнительного комитета шкода преобразована из средней в базовую. Начинается набор учащихся в профильные классы. Профилизация обучения - требование времени, одно из направлений, которое позволяет учащимся избавиться от перегрузок, развить свои способности, получить современную образовательную подготовку. Результаты работы профильных классов показывают, что новые подходы эффективны по всем критериям качества образования: увеличилась мотивация детей по предметам, которые изучаются на профильном уровне, повысилась успеваемость, больше стало участников и победителей различного уровня Олимпиад, снизился показатель тревожности.
Родители и учащиеся довольны уровнем образования, получаемого в профильных классах школы. Ежегодно более 60% выпускников школы поступают в новополоцкий лицей, лицеи и гимназии других городов республики, колледжи, техникумы. Самые темные связи школа поддерживает с новополоцким лицеем. Ученики профильных классов принимают участие в научно-практических конференциях, проводимых лицеем, и добиваются высоких результатов. Педагогический коллектив лицея отмечает высокий уровень подготовки наших выпускников. Традиционно сильны наши учащиеся по предметам физико-математического цикла.
Школа первой в городе стала опытно-экспериментальной площадкой по апробации усовершенствованной десятибалльной системы оценка знаний, умений и навыков учащихся. С 1997/1998 учебного года именно 10-й школе города Новополоцка впервые в области началось обучение по 12-летней программе. Учащиеся школы под руководством талантливейших педагогов становятся победителями различных между народных конкурсов, Соросовской олимпиады достижения Виктора Путрова Александра Тараканова, Вадима Петрова, Марины Журак являются предметом гордости базовой школы № 10.
Особое место среди лучших учеников школы занимает А. Тоестев. Имя Артёма Тоестева, неоднократного победителя олимпиад и конкурсов по математике различного уровня, талантливого молодого шахматиста, знают далеко за пределами не только нашего города, но и области. Покорение математических вершин Артём начал во втором классе, за воевав свое первое «золото» в школьной олимпиаде. Спустя два года стал победителем на уровне города. В шестом классе А. Тоестев поднялся на вершину областного олимпа. Восьмиклассником он получил высшую награду республиканской предметной олимпиады по математике. Кроме того, четыре года подряд юноше Доставались лавры математического конкурса «Кенгуру». Артем являлся стипендиатом городского исполнительного комитета, специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся. В настоящее время Артём Тоестев сильнейший математик страны в своей категории - учащийся лицея при БГУ.
Способных и одарённых детей важно вовремя заметить, помочь им реализовать свои возможности. Гении падают с неба, - говорил Дени Дидро - но в нашей воле, попадут они в хижину или во дворец». Дать возможность каждому ребенку проявить себя - вот главная задача педагогического коллектива 10-й школы.
Наградой Татьяне Геннадьевне Павлушиной опытному педагогу. неравнодушному к своему делу, который показал результат своего не легкого кропотливого труда, а также умение и необходимость совместной работы с родителями учащихся конкурсе стало почетное первое место в город кабинетов начальных классов. Высокая оценка была дана профессионализму учителей И.В.Бурцевой, Т.Г.Павлушиной, Ж.В.Берестень. Как следствие - организация и проведение ими мастер-классов, где любой педагог города мог не только соприкоснуться с глубиной таланта Ирины Викторовны, Татьяны Геннадьевны, Жанны Викторовны, но и получить исчерпывающие содержательные ответы на любые интересующие вопросы.
По мнению педагогического коллектива, миссия школы должна состоять в обеспечении высокого качества уровня образования и воспитания через оптимальные для каждого ребёнка формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Школа должна ощущаться каждым учеником как второй дом, где не только помогут приобрести качественные знания, но и поддержат устойчивую положительную самооценку, по могут сохранить душевное равновесие, сформировать позитивный образ мира и окружающих людей, т. е. воспитать гармоничную личность, что, по наблюдениям психологов, определяет успешность любого человека в современном мире. Поэтому актуальной стала разработка и внедрение концепции воспитательной системы школы. Основная цель создание необходимых условий для повышения уровня качества воспитания посредством развития и саморазвития личности учащихся на основе овладения общечеловеческими ценностями и национально-культурным наследием изучения и реализации знаний и умений по правам и обязанностям гражданина РБ. Пройдя проектный этап (2005/2006, 2006/2007 учебные годы). система воспитательной работы в 2007/2008 учебном году находится на стадии практической отработки. На сегодняшний день наряду с республиканскими, областными и городскими программами созданы и внедряются школьные комплексно-целевые программы «Семья», «Подросток и закон», «Подросток», «Здоровый образ жизни» и другие, утвержденные нарушений среди учащихся. Реализуется система мониторинга воспитательного процесса и личностного роста учащихся - программа «Референт». Разработана система ранней профилактики девиантного поведения учащихся. Используется личностно ориетированная воспитательная система Е.Н.Степанова, здоровье сберегающие технологии, технологии интерактивного обучения и воспитания по С.С.Кашлеву.
будь-то имя Анны Павловны Чигриной является для каждого из нас - учитель, ученик или же родитель непререкаемым авторитетом, ведь именно десятой школе она отдала 22 года напряжённого созидательного труда. Молодому грамотному специалисту, отлично владеющему методикой преподавания, использующему новейшие педагогические изыскания, проявляющему хорошие организаторские способности было предложено стать заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Под руководством Анны Павловны признание в городе, высокую оценку родительской общественности получила работа коллектива начальной школы. Заведующая учебно-методическим кабинетом городского отдела образования - ещё одна запись в её трудовой книжке. Неподдельная скромность, душевность, порядочность, организованность, целеустремленность, высокий профессионализм. Далеко не все черты, благодаря которым Анна Павловна стала не только лидером в педагогическом коллективе де сятой школы, но и учителем для многих из нас.
«Учителем можно называть себя только тогда, когда ты находишься в постоянном творческом поиске»,- считает Анна Павловна. Школа №10 ещё очень молода, впереди новые свершения и, разумеется, победы.
И. Т. Хващевская