Советы психолога

1.Проявляйте свою заинтересованность и доверие в общении с ребенкомРодительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями, влечет за собой высокую самооценку вашего ребенка, способствует успехам в учебе и нравственному развитию.  Недостаточная родительская поддержка, наоборот, ведет к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, трудностям в общении, неустойчивому и антиобщественному поведению. Помните, что поддержка вашему ребенку нужна и в ситуации неудачи и в ситуации успеха.

2.Делайте замечание ребенку спокойным, доброжелательным и уважительным тоном. И не стоит на него вешать «ярлыки». Например: «У тебя проблемы с памятью, ты опять забыл о моей просьбе». Вместо этого обсудите с ребенком, по какой причине он игнорирует ваши просьбы, и поясните ему, почему для вас очень важно, чтобы он их выполнял.

3.Уважайте право ребенка на самостоятельность и собственное мнение. Но не сводите их к вседозволенности. Учите ребенка ставить цели и пошагово их достигать, а так же самостоятельно справляться с трудностями. Но оставайтесь при этом «рядом», чтобы ребенок чувствовал, что вы есть в его жизни, и всегда готовы оказать помощь, но не сделать дело за него.

4.Проявляйте и объясняйте ребенку свои чувства, чтобы он понял и принял вашу позицию. Используйте Я-высказывания. Например: «Мне неприятно из-за случившегося», «Я переживаю за тебя» либо «Я горжусь тобой». Выслушивайте, аргументируйте свои требования. Диалог обладает наибольшим воспитательным влиянием.

5.Демонстрируйте ваше уважение и доверие к ребенку, как к личности. Мы сами решаем, уважать ли нам человека, но уважительное отношение – это показатель воспитания.

6.Сотрудничейте со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, обратитесь и обсудите это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).

7.Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок. В подростковом возрасте, друзья имеют большое влияние на ребенка.

8.Любите своего ребенка. Дарите ему положительные эмоции и уверенность в том, что есть на земле люди, которые его любят и принимают таким, какой он есть – это его «точка опоры», его семья.

Правила эффективного общения родителей с детьми
        При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
  •    Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто... говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем).
  •   Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете  сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка     
ДЕСЯТЬ КЛЮЧЕЙ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:
– Что случилось бы, если б я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.
5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.
6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.
7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»
8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.
10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.
Главные заповеди Монтесcори
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать,
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе.
Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности- он учится верить.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
 
Современная притча
  Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын: «Папа, можно у тебя кое-что спросить?». «Конечно, что случилось?» - поинтересовался отец. «Пап, а сколько ты получаешь?» - спросил мальчик. «Это не твоё дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?». «Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?» - настаивал сын. «Ну, вообще-то, 500. А что?» - спросил отец. «Пап, -  сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. - Пап, ты можешь занять мне 300?». «Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!  Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!»
   Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить?  Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег.» Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели. «Ты не спишь, сынок?» - спросил он. «Нет, папа. Просто лежу,» - ответил мальчик. «Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.» Мальчик сел в кровати и улыбнулся. «Ой, папка, спасибо!» - радостно воскликнул он.
  Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца. «Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть?» - проворчал тот. «Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит!» - ответил ребенок. «Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами».
  Морали нет. Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей протекать сквозь пальцы и не уделять хотя бы крохотную её толику тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям. Если нас завтра не станет, наша компания очень быстро заменит нас кем-то другим. И только для семьи и друзей это будет действительно большая потеря, о которой они будут помнить всю свою жизнь. Подумайте об этом, ведь мы уделяем работе гораздо больше времени, чем семье.
Памятка для родителей «Как помочь ребенку учиться»
Рекомендации психолога
«Мир промелькнёт – и дети подрастут
Как научить, как убедить их сложно,
Что наша жизнь – единственный сосуд,
Который лишь самим наполнить можно…»
                                                   М. Зельцер
I. Помните, что задача родителей заключается  не только в том, чтобы накормить и одеть ребенка.
II. Тот, кто пасует перед трудностями, никогда не победит.
- Ваш долг, будучи родителями, дать понять детям, что их будущее зависит от того, что и как они делают сейчас. Для родителей важно настойчиво требовать от своих детей того, чтобы они выполняли предписанные им дела вовремя и должным образом.
III. Значимость развития у детей положительной самооценки.
- Первое, что вы можете сделать для своих детей – это сказать, что вы их любите. Если родители не могут выражать положительного отношения в общении со своими детьми, их дети вырастут, обладая низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Поддерживайте своих детей в любой момент, когда вы им понадобитесь. Но дайте возможность им допускать ошибки и не вмешивайтесь до тех пор, пока эти ошибки незначительны.
IV. Мотивация – залог успеха вашего ребенка в обучении.
- Поддержите ребенка в его стремлении определиться с собственными интересами. Например, если ваш сын очень любит животных, купите ему образовательные книги, журналы о животном мире, покажите сайты в Интернете, на которых представлена информация о животных. Проявление заинтересованности в том, чем занимается ваш ребенок, уже само по себе является мотивирующим фактором.
- Отмечайте достижения ребенка. Поощряйте своего ребенка за большие и маленькие достижения, будь то прочтение книги или завершение важного школьного задания.
Будучи примерами для подражания, родители несут ответственность за создание атмосферы, которая способствовала бы заинтересованности их ребенка в процессе обучения.
Памятка родителю от ребенка
- Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно мне давать все то, что я требую. Я просто испытываю Вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.
- Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
- Не давайте обещаний, которых Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас.
- Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на Ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не пытайтесь от меня отделаться, если я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще и буду искать информацию на стороне.
- И кроме того, помните, что я люблю Вас, пожалуйста, ответьте мне любовью.
Или можете использовать чуть другие советы
Советы детей родителям 
l. He балуйте нас, так как это портит. Испытание нам не по силам. 
2. Не бойтесь быть с нами твердыми: это поможет нам. Мы любим сильных людей. 
3. Часто мы говорим и делаем все, чтобы позлить вас. Не поддавайтесь на провокации. 
4. Не обижайтесь, если мы говорим грубо: мы этого не хотели. Просто нам тоже бывает больно. Мы хотели бы, чтобы вы об этом знали. 
5. Не делайте за нас и для нас то, что мы в состоянии сделать сами. Вы ведь не хотите видеть нас в прислугах. 
6. Не подвергайте нашу честность слишком частым проверкам и испытаниям. Это заставляет нас лгать. 
7. Относитесь к нам как к друзьям, тогда мы тоже станем великодушными. Мы учимся подражать вам. 
8. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить. 
9. Не пытайтесь отделаться от наших вопросов, ибо ответы на них мы найдем на стороне и, возможно, неправильные. 
10. Никогда не отвечайте на наши глупые вопросы. Это повод для того, чтобы вы занимались нами постоянно. 
11 .Никогда не говорите, что в молодости вы были лучше и безгрешнее нас, иначе нам с вами не сравниться. 
12. Не беспокойтесь о том, что мы мало времени проводим вместе. Значение имеет не то, сколько времени мы проводим, а как мы его проводим. 
13. Наши страхи и опасения пусть вас не беспокоят. Покажите нам, что такое мужество. 
14. Мы не можем успешно развиваться без вашей помощи, поддержки, одобрения. 
15. К похвалам мы привыкаем, а к уместному нагоняю нет. Решайте сами, что лучше.
16. Мы любим вас. Ответьте нам тем же.
Памятка родителям о физическом наказании
Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям. 
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.
И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком. 
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. 
Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители через физическое наказание «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. 
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: 
— страх; 
— возмущение, протест; 
— обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации; 
— разрушение «нравственных тормозов»; 
— стремление к обману, изворотливость; 
— потерю способности к здравому рассуждению; 
— ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»; 
— агрессивное поведение; 
— снижение самооценки; 
— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый. 
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
Родителям о наказании
1. Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
2. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
3. Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
4. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
5. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
6. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
7. Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
8. Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказание
1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
2. Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
3. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.