Военно-патриотическое воспитание

Государственная символика

Как суверенное государство Республика Беларусь имеет свои государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

Начиная с 1917 года в Беларуси неоднократно менялись Государственный флаг и Государственный герб. Однако, несмотря на имеющиеся отличия, все варианты государственной символики имели схожую основу, что позволяет говорить об их исторической преемственности.

Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».

 

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспублiка Беларусь".

Государственный герб Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней - красного цвета и нижней - зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета - 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине - 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка - 1:3.

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях, перечень которых закрепляется в законодательстве.

Государственный гимн имеет своих авторов - музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризна. 

Прослушать Государственный гимн

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 
Государственный гимн исполняется в начале и в ряде случаев в окончании важных государственных и общественных событий, в том числе при вступлении Президента Республики Беларусь в должность - после принесения им Присяги.

Граждане могут исполнять (прослушивать) Государственный гимн во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к нему.

В качестве знака выражения уважения к Государственному гимну при его официальном исполнении присутствующие слушают его стоя (мужчины - без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, - в соответствии с законодательством).

Более подробно с тем, в каких случаях исполняется и может исполняться Государственный гимн, можно ознакомиться в главе 4 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь".

  •  

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:

высшее образование,  опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;

высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.

Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.

Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.

При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.

Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:

организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;

проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;

осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);

осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;

координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля ‑ «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по  обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.

Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.

К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы.

Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.

Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).

При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).

Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:

  1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
  2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.

Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.

В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:

обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;

организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;

организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.

С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты  с использованием потенциала  информационных и классных часов.

Государственные праздники:

День Конституции – 15 марта;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
День Победы – 9 мая;
День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля;
День народного единства – 17 сентября.

Общереспубликанские праздники:
Новый год – 1 января;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;
День женщин – 8 марта;
Праздник труда – 1 мая;
День Октябрьской революции – 7 ноября.

Профессиональные праздники:
День спасателя – 19 января;
День белорусской науки – последнее воскресенье января;
День печати – 5 мая;
День семьи – 15 мая;
День пионерской дружбы – 19 мая;
День молодежи и студенчества – последнее воскресенье июня;
День знаний – 1 сентября;
День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;
День библиотек – 15 сентября;
День пожилых людей – 1 октября;
День учителя – первое воскресенье октября;
День матери – 14 октября;
День отца – 21 октября;
День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;
День прав человека – 10 декабря;
День белорусского кино – 17 декабря.

Памятные даты:
День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;
День чернобыльской трагедии – 26 апреля;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа – 22 июня.

Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями):
Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января;
День юного героя-антифашиста – 8 февраля;
Международный день родного языка – 21 февраля;
Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1 марта;
Всемирный день дикой природы – 3 марта;
Всемирный день поэзии – 21 марта;
Международный день лесов – 21 марта;
Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;
Всемирный день театра – 27 марта;
Международный день детской книги – 2 апреля;
Международный день спорта на благо развития и мира – 6 апреля;
Всемирный день здоровья – 7 апреля;
Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;
Международный день полета человека в космос – 12 апреля;
Международный день памятников и исторических мест – 18 апреля;
Международный день Земли – 22 апреля;
Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;
Всемирный день охраны труда – 28 апреля;
Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8–9 мая;
Международный день музеев – 18 мая;
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 мая;
Международный день биологического разнообразия – 22 мая;
Всемирный день без табака – 31 мая;
Международный день защиты детей – 1 июня;
Всемирный день окружающей среды – 5 июня;
День юннатского движения – 15 июня;
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;
Международный день дружбы – 30 июля;
Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;
Международный день молодежи –12 августа;
Международный день благотворительности – 5 сентября;
Международный день грамотности – 8 сентября;
Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;
Международный день мира – 21 сентября;
Всемирный день туризма – 27 сентября;
Международный день пожилых людей – 1 октября;
Международный день музыки – 1 октября;
Всемирный день защиты животных – 4 октября;
Всемирный день учителей – 5 октября;
День Организации Объединенных Наций – 24 октября;
Международный день школьных библиотек – 24 октября;
Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября;
Международный день энергосбережения – 11 ноября;
Всемирный день ребенка – 20 ноября;
Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;
Международный день инвалидов – 3 декабря;
Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;
Всемирный день прав человека – 10 декабря.

Юбилейные даты, которые будут отмечаться в 2022/2023 учебном году:
06.09.2022 – 20 лет со дня учреждения общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» (ОО «БРСМ»);
15.09.2022 – 100 лет со дня основания Национальной библиотеки Беларуси;
03.11.2022 – 140 лет со дня рождения Якуба Коласа, народного поэта Беларуси (1882–1956);
15.01.2023 – 115 лет со дня рождения Заира Исааковича Азгура, белорусского скульптора-монументалиста (1908–1995);
26.02.2023 – 105 лет со дня рождения Петра Машерова, белорусского государственного деятеля БССР, одного из организаторов и руководителей патриотического подполья и партизанского движения Беларуси в ВОВ, Героя Советского Союза;
22.03.2023 – 80 лет трагедии в Хатыни;
25.05.2023 – 90 лет со дня открытия Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.