Родительский университет

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”»

Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.
Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.
Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.
Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.

Значимым компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» (далее – проект) – система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего образования примерной программы Родительского университета (далее – Программа).

Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи проекта:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.
Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), что способствует хорошей интеграции мероприятий проекта в сложившуюся систему работы с родителями в любом учреждении образования.

В ходе проекта 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.

Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов;
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков, которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения родителей в сфере развития и воспитания учащихся:
психологические и физиологические особенности развития;
адаптация к особенностям образовательной среды, организация эффективной учебной деятельности;
формирование навыков здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения;
особенности воспитания ребенка, формирование жизненных планов и целей;
развитие культуры общения и поведения и др.

При организации работы в рамках проекта педагоги должны обеспечить:
- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;
- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;
- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;
- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;
- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.

С целью методического обеспечения проекта на национальном образовательном портале adu.by создана рубрика «Родительский университет». Рубрика содержит примерную программу проекта «Родительский университет», информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями по каждой теме проекта, рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет» и каталог материалов для проведения занятий с родителями, размещенных на сайте БГПУ имени М. Танка (соответствующий интернет-ресурс носит название «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by), на главной странице созданы вкладки, которые также можно использовать при проведении занятий и консультаций: «Родительский университет», «Педагогам», «Родителям» ).
При реализации проекта в учреждении образования целесообразно создать методическую копилку, которая будет содержать лучшие сценарные разработки для проведения занятий, материалы для консультаций, видео- и аудиоматериалы, памятки, флайеры, плакаты и другие материалы для проведения мероприятий проекта. Данную работу следует поручить педагогу социальному.

Для методического обеспечения реализации проекта в учреждениях общего среднего образования на республиканском уровне Национальным институтом образования в 2020-2021 гг. изданы пособия:
«Воспитание младших подростков в современной школе» (А.А. Глинский и др.);
«Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина);
«Основы семейной жизни: Семья как социальный институт: 10 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина).
PDF-версии вышеназванных пособий размещены на национальном образовательном портале и доступны для свободного скачивания (https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/organizatsiya-vospitaniya-2022-2023.html).

В 2022-2024 гг. планируется издание пособий для педагогов (авторы: В.В. Мартынова, Е.К. Погодина):
«Семейное воспитание: ребенок-младший школьник»;
«Семейное воспитание: ребенок-подросток»;
«Семейное воспитание: ребенок-старшеклассник».

С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.
В плане должны найти отражение следующие аспекты: краткий отчет о реализации проекта за предыдущий учебный год, итогом которого являются четко сформулированные выводы (о выполнении поставленных цели и задач, имеющихся проблемах и затруднениях, положительном опыте реализации проекта, оценке мероприятий проекта родительской общественностью и др.), цель и задачи, план мероприятий по реализации проекта на учебный год.

Примерная структура плана мероприятий по реализации проекта на учебный год:

№ п/п Название раздела, темы занятий Сроки проведения Форма проведения Ответственные исполнители


Подготовку плана возможно поручить педагогу социальному во взаимодействии с классными руководителями и представителями родительского комитета. План утверждается заместителем директора по воспитательной работе до 1 сентября.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.
При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия. Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.
Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие с родительским комитетом. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.
Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Республиканский проект “Родительский университет”» / «Родительский комитет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней план реализации проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.
С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и др. не реже 1 раза в год.

Для оценки качества реализации проекта следует обратить внимание на следующие результаты:
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.

Основные направления повышения эффективности реализации проекта:
организовать проведение виртуальной панорамы педагогического опыта «Родительский университет» во всех регионах по итогам каждого учебного года;
обеспечить наполнение страниц «Родительский университет» на сайтах учреждений образования актуальной, востребованной информацией, предусмотреть обратную связь с законными представителями обучающихся;
обеспечить активное использование информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта;
активизировать трансляцию опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации областного и республиканского уровней, на телевидении и посредством сети Интернет;
привлекать специалистов районных социально-педагогических центров к методическому сопровождению проекта;
обеспечить использование инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).

                                            

Родительский университет педагогический знаний для законных
представителей учащихся 1-9 классов

 

Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи:
формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношений, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми, содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства;
организация эффективного сотрудничества родителей, обучающихся в учреждения образования.

 

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

1

Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

16.10-21.10.2023

лекция/практикум

Классные руководители Фралёнок Н.Ф.
Беляк Н.А.
Латышенок Т.В.

 

1.2

Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

11.12-16.12.2023

беседа/практикум

Классные руководители Фралёнок Н.Ф.
Беляк Н.А.
Латышенок Т.В.

 

1.3

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

11.03-16.03.2024

круглый стол/дискуссия/форум

Классные руководители Фралёнок Н.Ф.
Беляк Н.А.
Латышенок Т.В.

 

1.4

Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

20.05-25.05.2024

семинар-практикум/психологический
тренинг

Педагог-психолог Голубева М.А.

2

2-е классы

2.1

Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

16.10-21.10.2023

беседа/семинар-практикум/вебинар

Классные руководители
Батуро Е.В.
Петрович Н.В.
Латышенок Д.Н.

2.2

 Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

11.12-16.12.2023

круглый стол/семинар-практикум

Классные руководители
Батуро Е.В.
Петрович Н.В.
Латышенок Д.Н.

2.3

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

11.03-16.03.2024

лекция/семинар-практикум/психологический
тренинг

Педагог-психолог Голубева М.А.

2.4

Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

20.05-25.05.2024

круглый стол/форум/дискуссия

Классные руководители
Батуро Е.В.
Петрович Н.В.
Латышенок Д.Н.

3

3-е классы

3.1

Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

16.10-21.10.2023

беседа/семинар-практикум

Классные руководители
Павлушина Т.Г.
Частникова Л.Д.
Ступакова Е.А.
Кривко Д.Г.

 

3.2

Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

11.12-16.12.2023

лекция/семинар-практикум/мастер-класс

Педагог-психолог Голубева М.А.

3.3

Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

11.03-16.03.2024

беседа/дискуссия/практикум

Классные руководители
Павлушина Т.Г.
Частникова Л.Д.
Ступакова Е.А.
Кривко Д.Г.

 

3.4

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

20.05-25.05.2024

семинар-практикум/психологический
тренинг

Педагог-психолог Голубева М.А.

4

4-е классы

4.1

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

16.10-21.10.2023

лекция/вебинар

Педагог-психолог Голубева М.А.

4.2

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

11.12-16.12.2023

круглый стол/дискуссия/форум/семинар-практикум

Классные руководители
Бринкевич Н.Н.
Бурцева И.В.
Литвинова Т.А.

 

4.3

Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

11.03-16.03.2024

конференция/круглый стол/дискуссия/форум/семинар-практикум

Классные руководители
Бринкевич Н.Н.
Бурцева И.В.
Литвинова Т.А.
Педагог-психолог Голубева М.А.

4.4

Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

20.05-25.05.2024

круглый стол/дискуссия/форум

 

Классные руководители
Бринкевич Н.Н.
Бурцева И.В.
Литвинова Т.А.

 

1

5-е классы

1.1

Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

16.10-21.10.2023

семинар-практикум/ вебинар

Классные руководители
Шушкевич Т.Н.
Земченок Н.Г.
Клявдо Т.Н.
Буко Е.Е.
Педагог-психолог Голубева М.А.

1.2

Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

11.12-16.12.2023

круглый стол/беседа/семинар-практикум

Классные руководители
Шушкевич Т.Н.
Земченок Н.Г.
Клявдо Т.Н.
Буко Е.Е.
Педагог-психолог Голубева М.А

1.3

Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

11.03-16.03.2024

беседа/лекция

Классные руководители
Шушкевич Т.Н.
Земченок Н.Г.
Клявдо Т.Н.
Буко Е.Е.
Педагог-психолог Голубева М.А

1.4

Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

20.05-25.05.2024

круглый стол/дискуссия/форум/вебинар

Классные руководители
Шушкевич Т.Н.
Земченок Н.Г.
Клявдо Т.Н.
Буко Е.Е.
Педагог-психолог Голубева М.А

2

6-е классы

2.1

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

16.10-21.10.2023

лекция/беседа/вебинар

Классные руководители
Чеканова Т.В.
Теплова М.Б.
Ляхович Т.В.
Педагог-психолог Голубева М.А.

2.2

Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

11.12-16.12.2023

семинар-практикум/ вебинар/психологический
тренинг

Классные руководители
Чеканова Т.В.
Теплова М.Б.
Ляхович Т.В.
Педагог-психолог Голубева М.А.

2.3

Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

11.03-16.03.2024

круглый стол/дискуссия/форум/семинар-практикум/мастер-класс

Классные руководители
Чеканова Т.В.
Теплова М.Б.
Ляхович Т.В.
Педагог-психолог Голубева М.А.

2.4

Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

20.05-25.05.2024

конференция/семинар-практикум/вебинар

 Классные руководители
Чеканова Т.В.
Теплова М.Б.
Ляхович Т.В.

 

3

7-е классы

3.1

Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

16.10-21.10.2023

лекция/беседа/вебинар

Классные руководители Мильто С.С.
Гальцова Н.В.
Глазкина А.В.
Педагог-психолог Голубева М.А.

3.2

Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

11.12-16.12.2023

круглый стол/беседа/вебинар

Классные руководители Мильто С.С.
Гальцова Н.В.
Глазкина А.В.
Инспектор ИДН Новополоцкого ГОВД
Седунова А.Д..

3.3

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

11.03-16.03.2024

конференция/дискуссия/форум/семинар-практикум/психологический
тренинг

Педагог-психолог Голубева М.А.

3.4

Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

20.05-25.05.2024

беседа/семинар-практикум/психологический
тренинг

Классные руководители Мильто С.С.
Гальцова Н.В.
Глазкина А.В.
Педагог-психолог Голубева М.А.

4

8-е классы

4.1

Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

16.10-21.10.2023

лекция/беседа

Классные руководители
Юшкевич Ю.Д.
Семенцова Е.Г.
Цыманович Н.В.
Горелова Е.А.
Педагог-психолог Голубева М.А.

4.2

Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

11.12-16.12.2023

конференция/форум/семинар-практикум/психологический
тренинг

Классные руководители
Юшкевич Ю.Д.
Семенцова Е.Г.
Цыманович Н.В.
Горелова Е.А.
Педагог-психолог Голубева М.А.
Инспектор ИДН Новополоцкого ГОВД
Седунова А.Д..

4.3

Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

11.03-16.03.2024

беседа/семинар-практикум

Педагог-психолог Голубева М.А.

 

4.4

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

20.05-25.05.2024

круглый стол/конференция/семинар-практикум

Классные руководители
Юшкевич Ю.Д.
Семенцова Е.Г.
Цыманович Н.В.
Горелова Е.А.

 

5

9-е классы

5.1

Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

16.10-21.10.2023

лекция/конференция

Классные руководители Войткевич И.Л.
Линкевич С.В.
Есаулова Н.Г.
Шнитко М.Г.
Педагог-психолог
Голубева М.А.

 

5.2

Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

11.12-16.12.2023

беседа/семинар-практикум/вебинар

Педагог-психолог Голубева М.А.

 

5.3

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

11.03-16.03.2024

лекция/беседа/семинар-практикум

Классные руководители Войткевич И.Л.
Линкевич С.В.
Есаулова Н.Г.
Шнитко М.Г.

 

5.4

Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

20.05-25.05.2024

конференция/форум/семинар-практикум

Классные руководители Войткевич И.Л.
Линкевич С.В.
Есаулова Н.Г.
Шнитко М.Г.

 

 

Мероприятие в рамках "Родительского университета" декабрь 2023/2024

Развитие у ребёнка целеполагания и планирования

Как привлечь ребёнка к целеполаганию

Целеполагание это:
умение планировать своё время на ближние и дальние перспективы с учётом важности задач;
способность нахождения оптимальных решений;
умение правильно формулировать цели и достигать их. 

Эти навыки незаменимы не только для успешной учёбы и работы, ещё они могут помочь человеку справиться с любой жизненной ситуацией и указать путь к воплощению даже самой дерзкой мечты. 
Правильная постановка цели первый и важнейший шаг на пути к её осуществлению. Грамотная формулировка уже часто содержит ответы что, как и в какой последовательности нужно сделать и как правильно расставить приоритеты.    
Приемы для привлечения детей к целеполаганию.
Первый подойдёт детям младшего школьного возраста, второй будет актуален ребятам постарше.    

Целеполагание для школьников карта желаний

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите изобразить в центре себя. Это может быть автопортрет, фотография, какой-нибудь символ, имя или никнейм то, что ребёнок ассоциирует с собой. 
Затем попросите его ответить на следующие вопросы: 
Что бы ты хотел(а) уметь к концу месяца (четверти, года)? Например, научиться рисовать животных, подтягиваться десять раз, играть на гитаре.
Что бы ты хотел(а) сделать? Например, закончить четверть без троек, съездить в Петербург на экскурсию, запустить свой видеоблог. 
Что бы ты хотел(а) получить? Например, новый телефон, золотую медаль на спортивных соревнованиях, собаку. 
Понять, что цель – «та самая», несложно. Если разговор о ней заставляет взгляд ребёнка загореться – вы на правильном пути.
Теперь визуализируйте цели. Попросите ребёнка нарисовать их или выберите вместе изображения из интернета.
Расположите картинки вокруг изображения ребёнка и повесьте на видное место в квартире. 
Задайте ребёнку следующие вопросы, чтобы убедиться, что его цель соответствует определенным критериям, проследите, чтобы его ответы были простыми и однозначными:

Конкретная. Что именно нужно сделать? Кто и где будет делать? 
Измеримая. Как ты поймёшь, что твоя цель достигнута?
Достижимая. Что тебе необходимо для достижения цели? Что у тебя уже есть? Что ещё нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
Уместная. Насколько твоя цель значима сейчас? Не вступает ли она в противоречие с другими задачами?
Ограниченная по времени. В какие сроки твоя цель должна быть достигнута?
Таким образом, ребёнок не ставит цели наобум, а действует сознательно и способен сам найти ключи к их достижению. 

 «Целеполагание — это такой же навык, как иностранный язык или математика. Чтобы начать им пользоваться, нужны время и практика.
Лучшее, что может сделать родитель, — аккуратно внедрять принципы целеполагания в семью и включать ребёнка в семейное планирование. Например, обсуждать с ним, куда поедем в отпуск, что будем делать на каникулах, как проведём воскресенье, что надо купить в магазине и так далее. А также поощрять его, когда он сам собирается что-то спланировать, и конечно, подавать пример».                                                                    

 Советы, как объяснить ребёнку важность целеполагания и придать ему уверенности в своих силах

Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка

Дети часто не замечают своих успехов или не придают им значения. Составьте с ребёнком список его последних достижений – всего, что вызвало у вас гордость. Например, он научился плавать, впервые получил десятку в четверти или накопил денег на игру. 

Попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:

Насколько сильно ты хотел достичь этой цели?

Как часто вспоминал о ней?

Сколько усилий приложил, чтобы достичь её?

Был ли ты уверен, что у тебя получится?

Это поможет ребёнку понять, что он уже не раз добивался желаемого и сможет сделать это снова. А также натолкнёт на мысль, что для достижения любой цели необходимо серьёзное намерение и регулярные усилия.

Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка 

Как ни велик соблазн решать всё за ребёнка, этого делать не стоит. Если всегда указывать ребенку, что он должен делать, он так и не узнает, чего хочет от жизни, и едва ли сможет до конца поверить в свои силы. 
Поговорите с ребёнком о его мечтах и интересах, позвольте самостоятельно решить, чего он хочет, и помогите составить план действий. В процессе ему понадобится ваша поддержка, но помните, что бесценный жизненный опыт он получит лишь в том случае, если определит себе цели самостоятельно.  

Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние  

Любую, даже самую грандиозную и фантастическую мечту, можно трансформировать в цель, разложив на три составляющие: зону актуального, ближайшего и дальнейшего развития. 

Например, чтобы стать космонавтом, ребёнку нужно знать:

Что он может сделать для этого сам уже сейчас (укреплять своё здоровье, заниматься спортом, смотреть фильмы про космос) – это зона актуального развития.
В чём ему понадобится помощь взрослого (записаться в кружок космонавтики, посещать тематические музеи) – это зона ближайшего развития.
Что не может быть выполнено сейчас, но может стать реальностью в будущем (поступить в вуз, пройти обучение на космонавта) – это зона дальнейшего развития. 

Совет 4. Начинайте с малого 

Для начала помогите ребёнку поставить такую цель, которую он сможет достичь за небольшой период времени: дочитать книгу, завершить рисунок, научиться кататься на коньках и тому подобное. Маленькие цели – отличная тренировка перед серьёзными задачами, ведь даже небольшие успехи всегда вдохновляют на новые свершения.
Сложные цели также необходимо делить на несколько маленьких. Это позволит составить конкретный план, отслеживать прогресс и при необходимости корректировать стратегию.  

Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели

Дети порой остро реагируют на неудачи, и это нормально. Не стоит призывать ребёнка взять себя в руки: фразы вроде «главное – не победа, а участие» не работают. 
Даже если у ребёнка не получается до конца следовать намеченному плану, но вы видите, что он старался, – обязательно похвалите его. Поощрение усилий зачастую мотивирует эффективнее, чем обещание награды за результат. 
Побудьте рядом и позвольте ребёнку пережить печаль. Покажите ему, что вас интересуют не только его достижения, но и он сам – его чувства, мысли и интересы. Предложите ему вместе пересмотреть цель и попытаться понять, что именно помешало ей осуществиться, или увидеть в сложившейся ситуации новые возможности.

Совет 6. Будьте примером

Покажите ребёнку, как ставить цели и достигать их, привлекая его к задачам, которые ежедневно решаете сами.
Поделитесь своим опытом: какие неудачи в детстве переживали вы и как вам удалось с ними справиться.

 

свернуть

Мероприятие в рамках "Родительского университета" ноябрь 2023/2024

Памятка для родителей и педагогов
«Агрессивный ребенок – учимся понимать и общаться»

 

«Агрессивность- это отчаяние ребёнка,
который ищет признания и любви.»

Г.Эберлейн

Причины возникновения агрессивности:
1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобенности,  стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
3. Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).

Что же делать?
Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.

Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.

Некоторые принципы общения:

  1. Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
  2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
  3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
  4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.
  5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
  6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
  7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

Рекомендации учителю по работе с агрессивным ребёнком:

  1. Включить в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую и т.д.
  2. В работе с учащимися целесообразно опираться на их энергичность, упорство в достижении цели, стремление к первенству.
  3. Для подростков, важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на неё. Подчёркнутое уважение к их интересам, включение в организаторскую деятельность, где научатся командовать и подчиняться.
  4. Подростков вовлекать в поисковые работы, пробуждающие интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я».
  5. Привлекать к повседневному постоянному труду по самообслуживанию.
  6. Использовать занимательные формы деятельности, «секретную» работу, элементы игры.
  7. Работать в группах со сменным составом участников, со сменой ролей.
  8. Использовать поощрения – материальные и моральные – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям. Системам жетонного поощрения за строго оговоренное поведение, с правом на привилегии. Наказаниями можно многое разрушить, но ничего не создать, подкрепление изменяет поведение ребёнка.
  9. Обучать приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой.
  10. Использовать метод неприятных последствий (что будет, если ты и дальше будешь так агрессивен).
  11. Вместо конкуренции развивать навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других.
  12. Обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения.
  13. Выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях.
  14. Обучать ненасильственному разрешению конфликтов.
свернуть

Мероприятие в рамках "Родительского университета" октябрь 2023/2024

Рекомендации родителям
по адаптации учащихся пятых классов

Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогами классному руководителю. Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концомдетства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Трудности в период адаптации в 5 классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

 Рекомендации для родителей:
1. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
2. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
3. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,
4. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
5. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
6. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
7. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
8. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
9. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
10. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (родственников, сверстников).
11. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников недовольство и сарказм.
12. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью.

 

23.11.2023 проведено родительское собрание для родителей учащихся 5х классов, по результатам адаптации.

На родительском собрании классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, ознакомили родителей с результатами обучения несовершеннолетних детей в период адаптации.
Были даны рекомендации по оказанию родителями помощи детям для успешного обучения в школе и положительной коммуникации.

свернуть

Мероприятие в рамках "Родительского университета" сентябрь 2023/2024

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе

Совсем недавно ваш ребенок был совсем крохой и постоянно нуждался в поддержке и защите взрослого. С вашей помощью он осваивал первые шаги, получал простейшие навыки самообслуживания и поведения в обществе. Он с радостью пошел в ясли и легко вписался в новый для себя коллектив. Но годы проходят быстро, и уже позади выпускной в детском саду.
И вот ребёнок на пороге школы…
«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения. Само понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptare» и означает приспособление клеток организма к изменившимся условиям окружающей среды. Применимо же к нашему вопросу, это процесс социализации личности, подстраивание под новый режим жизни.
Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Ни один день и неделя требуется для того, чтобы ребенок освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.
Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Советы родителям в период адаптации первоклассников:                                                                             

- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Ты так хорошо справился!", «Я горжусь тобой!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы - это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
- Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
- Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.
Начинать выполнение рекомендательных заданий, если таковые есть, лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
- Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.

 Как помочь ребенку?
1. В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности.
2. Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребенок. Очень полезно ребенка просто послушать.
3. Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
4. Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
5. Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребенку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
6. Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребенка - это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
7. И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
8. Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

 

 

 

свернуть